Покорители Великого гималайского пути: на рис смотреть не можем
Владимир Жилкин и Анастасия Босых, почти четыре месяца покорявшие Великий гималайский путь, вернулись на родину. За время путешествия Владимир потерял 25 килограммов, а Анастасия – пять. Но сезон горных походов продолжается, и через пару недель ребята снова отправляются в путь.
Великий гималайский путь — один из самых тяжелых и протяженных высокогорных маршрутов в мире. Владимир Жилкин и Анастасия Босых планировали пройти всю его непальскую часть, преодолев 1700 км за 120 дней. Им удалось это сделать даже быстрее — за 110 дней. Владимир и Анастасия – первые путешественники из Латвии, покорившие столь непростой маршрут.
Гималаи глазами латвийских первопроходцев — в фоторепортаже Sputnik >>
В Ригу они вернулись 24 июня. Оба участника экспедиции чувствуют себя отлично и уже почти вошли в ритм повседневной жизни. Но оба уже готовятся к следующим поездкам — Владимир скоро отправляется в путешествие по Исландии, а Анастасия — в Таджикистан на Фанские горы.
Самый сложный отрезок пути — регион Макалу
“Наша основная цель достигнута и маршрут пройден при минимальной поддержке местного населения. Конечно, в пути возникали разные ситуации: не получали заброски, приходилось делать крюки и использовать запасные варианты”, — рассказывает Sputnik Владимир Жилкин.
По его словам, в такой экспедиции нельзя всё просчитать заранее и каждый день необходимо принимать решения, чтобы в итоге достичь главной цели.
“Оглядываясь назад, понимаем, что в ключевых моментах все было спланировано правильно — нам удалось избежать серьезных форс-мажоров. Маршрут пройден без травм и потерь. Опыт однозначно позитивный, и нам есть теперь, чем поделиться с остальными любителями горных путешествий”, — замечает Владимир.
Анастасия считает, что самый сложный момент настал на 4-6-й неделе пути в регионе Макалу.
“Пришлось две недели идти примерно на высоте 5 тысяч метров. Рядом ни людей, ни пищи – и как раз в тот момент, когда организм усиленно требует еды”, — вспоминает Анастасия.
По ее словам, все индивидуально, но, как правило, первое время в горах есть хочется не сильно — то жара, то холод, одним словом, акклиматизация. А вот когда акклиматизация прошла, через несколько недель аппетит нападает просто зверский. Организм начинает восполнять нехватку витаминов, минералов и расходует все запасы.
“Именно в этот период у нас случился автономный горный поход. Плюс у нас были еще самые тяжелые рюкзаки: у Володи около 32 кг, а у меня — 25 кг. Это был конец марта — начало апреля. В это время хозяева уже открывают свои горные отели, но в этом году зима затянулась, и они были закрыты. Поэтому нам пришлось автономно пройти все две недели на специальной сублимированной еде для путешественников”, — рассказывает Анастасия.
Так путешественники прошли и обычный туристический трек, и отрезок выше — до 6,2 тысячи метров.
“Приходилось топить снег и готовить пропитание. Бывали моменты, когда силы буквально покидали нас и ноги отказывались идти дальше! Это оказался самый энергозатратный отрезок пути”, — говорит Анастасия.
По словам путешественников, перед поездкой они готовились к подобным сложностям и пытались набрать дополнительный вес.
“Я успел наесть семь килограммов”, — говорит загорелый и сейчас очень сильно постройневший Владимир.
“А мне только один килограмм удалось набрать, поэтому на маршруте я ела очень много!” — смеется Настя.
Тибетский хлеб: вода, мука и сковородкаТипичная кухня непальской семьиДеревенские дети обедают на фоне разрушенного землетрясением храмаЖенщина перебирает зерна просаЛедник ТракордингВид с перевала Лумба Самба на гору МакалуНа перевале Торонг Ла
1 / 7
© FOTO: АНАСТАСИЯ БОСЫХ/ВЛАДИМИР ЖИЛКИН
Тибетский хлеб: вода, мука и сковородка
За весь путь — четыре раза нормальный душ
Сколько людей сегодня официально прошли трек по Великому гималайскому пути, сказать сложно — когда Владимир и Анастасия отправлялись в дорогу, таких покорителей было не больше 64 человек. Наши путешественники уверены — в сотню первых покорителей этого маршрута они точно попали.
Напомним, что этот маршрут открыт сравнительно недавно (официально – весной 2011 года), и именно поэтому интерес к нему так велик.
Для Владимира и Анастасии экспедиция поделилась надвое: на “суровую зиму” и “изнурительное лето”. Первые 55 дней они сражались с морозом, снегами, голодом, тяжелыми рюкзаками, техническими перевалами и высотой. А потом их изнуряли жара, пыль, ветра, однообразные пейзажи и накопившаяся усталость. Температура на всем пути колебалась от минус 16 градусов (ночью в палатке) до дневных плюс 40.
За все время путешественникам лишь четыре раза удалось принять теплый душ. Куда более привычное дело — ведро с краником или колонка, стоящая посреди горной деревни. Городскому обывателю сложно понять, с какой легкостью путешественники рассказывают о других “мелочах”.
“Пищевые отравления и механические травмы у нас случались регулярно. Вывихи были и у Володи, и у меня. Однажды я провалилась вниз на прогнившей доске, но успела выставить руки. Были огромные синяки, но это все мелочи… Нога или живот — это не страшно. Мы справлялись при помощи своей аптечки”, — рассказывает Настя.
Владимир вспомнил, что однажды у него просто отказались идти ноги: “Я сильно отравился и два дня вообще не мог есть. От истощения просто не мог идти, пришлось остановиться и разбить палатку”.
По его словам, экстремальных ситуаций было полно, но сейчас ощущения уже стираются.
“Неприятное впечатление оставила встреча с диким яком. Это огромное волосатое и рогатое животное решило на нас напасть, но мы успели запрыгнуть на возвышенность и уйти от столкновения. Потом я решил, что надо дать отпор. Схватил камень и кинул в яка. Як испугался и убежал. Но напряжение, когда мы проходили рядом со стадами яков, с тех пор возникало… Или вот маленькие хищные пиявки. Водятся прямо в лесу и могут выпадать вместе с осадками. Абсолютно не чувствуешь, как они кусают, а потом кровь не остановить”, — рассказывает Владимир.
Фантастика, но факт — за все путешествие ребята не натерли себе ни одной мозоли. По словам Владимира, все благодаря специальной спортивной мази для ног.
Чего же больше всего во время пути хотелось путешественникам?
Владимир отвечает определенно: он мечтал о помидорах, мороженом и хорошем стейке.
“Честно сказать, я еще долго не смогу смотреть на рис! Наелся его за все время путешествия по горло во всех вариантах! — восклицает он.
А вот Анастасия от “рисовой диеты” хоть и устала, но не так сильно: “Конечно, поначалу очень скучаешь по обычному бытовому комфорту, хочется просто помыться. Но потом уже думаешь только о дороге — о том, как быстрее пройти маршрут и оказаться дома”.
Непальское “пиво”, долбат и вертолет
В самом конце пути латвийцам пришлось столкнуться с еще одним испытанием — полетом на вертолете. Путешественники добрались до самой западной части пути, где и закончили свой маршрут. Оказались в деревне под названием Хилса. Рядом река, и за нею уже граница — Тибет. Сделали фотографии, выпили символически бутылку лимонада за окончание маршрута и стали готовиться в обратный путь.
Аэропорта там нет, летает только вертолет.
“Поначалу нам, как “белым людям”, предложили лететь за 500 долларов с человека, но потом удалось договориться на 100 долларов. Полет длился всего 15 минут, но это были очень непривычные ощущения. Особенно, когда мы летели над теми вершинами, где еще недавно шли пешком. Так мы попали в поселок Семикот, затем на границу с Индией, через сутки уже были в Катманду, и только оттуда началась обратная дорога в Ригу”, — вспоминает Владимир.
Кстати, про еду и алкоголь. Нашим латвийцам запомнились местные алкогольные напитки тумба, чанг и ракши (что-то типа разбавленной самогонки). Тумба, по мнению Владимира, напоминает пиво.
“Это такой слабоалкогольный напиток из забродивших семян, подается в деревянном бочонке, куда время от времени добавляется кипяток. Своеобразный и интересный вкус”, — поясняет он.
Своего крепкого напитка у местных нет, но в туристических местах полно импортных. Правда, цены соответствующие — 6 евро за рюмку.
Едят непальцы чаще всего долбат. При упоминании о нем ребята начинали нервно хихикать: “Пятьдесят оттенков долбата!” Это блюдо готовят в каждой деревне, но с вариациями. Долбат состоит из вареного риса и чечевичной похлебки. Именно “благодаря” долбату Владимир и Настя сейчас воздерживаются от риса, которым их кормили в каждой деревне.
Случались с путешественниками и казусы. Например, Владимир долгое время не мог понять, почему местные не понимают его просьбы о еде. Выяснилось, что наш традиционный жест, имитирующий движение руки при еде вилкой или ложкой, непальцам ничего не объясняет — они едят руками. Пришлось жестикулировать так, как принято в этих краях.
Услышим ли мы еще о любителях необычных и сложных походов Владимире Жилкине и Анастасии Босых? Пока покорители Великого гималайского пути не хотят делиться своими идеями.
“Надо все хорошенько обдумать”, — объясняет Владимир. Но, судя по блеску в глазах и заговорщическому виду, они уже готовы к новым подвигам.
“Несмотря на то, что Великий гималайский путь закончен, сейчас, возможно, настала самая ответственная часть. Надо подвести итоги, а потом поделиться информацией и обретенным опытом с теми, кто также, как мы захочет пройти этот незабываемый маршрут”, — резюмирует Владимир.
Великий гималайский путь латвийцев в цифрах и фактах
110 дней — заняло все путешествие
780 часов — общее время в пути на маршруте
1658 — километров пройдено пешком
89,3 тысячи метров — общий набор высоты
35 перевалов (12 из которых выше 5 тысяч метров, а два — выше 6 тысяч метров)
3 технических перевала – 6180 м, 6125 м, 5755 м
3,3 тысячи метров – средняя высота ночёвок
40 автономных ночёвок (в палатках)
20 тысяч евро — общий бюджет поездки
Источник: РИГА, 7 июл — Sputnik, Елена Кириллова.