Латвийцы в Гималаях: позади 1700 км, 35 перевалов и 4 месяца пути
За 110 дней многотрудного пути пара отважных латвийских путешественников преодолела пешком 1 700 км. Позади осталось 35 сложнейших перевалов!
Из далекого Непала, самой высокогорной страны в мире, граничащей с Индией и Китаем, только что вернулись — слава богу, целыми и невредимыми! — два рижских любителя экстремального туризма: профессиональный гид Владимир Жилкин и его спутница, программистка Анастасия Босых.
Они первыми в Латвии преодолели уникальный пешеходный маршрут протяженностью 1 700 километров, который проходит по предгорьям Гималаев. За это время они могли полюбоваться со стороны знаменитыми непальскими восьмитысячниками, в том числе Эверестом.
Итак, позади 4 месяца изнурительной ходьбы. Именно изнурительной. Хотя бытует обывательское мнение, что путешествие по горам — это легкая и даже увеселительная прогулка. Перескакиваешь себе с камня на камень, и горя мало.
Высокогорная диета
Но те, кто в курсе, знают, что это далеко не так. Новичку тут делать точно нечего. Нужно иметь за плечами приличную подготовку. А Владимир и Анастасия до этого как раз неоднократно принимали участие в различных экстремальных акциях. И вот теперь решились на очередной авантюрный марш–бросок, причем уже вдвоем.
Хотя он дался действительно нелегко. Достаточно сказать, что Жилкин похудел аж на 29 кг. Настя потеряла меньше — «всего» 6 кило. Однако тут нужно учесть, что она и до этого не отличалась излишней упитанностью.
— Мы взяли на пробу самый высокогорный участок Великого гималайского пути, — рассказали ребята. — Из 35 перевалов 12 оказались выше 5 тысяч, а два — более 6 тысяч метров над уровнем моря. Всего мы были на маршруте 110 дней. Общее время в пути составило 780 часов. У нас было 40 автономных ночевок. Средняя их высота — 3 300 метров.
Маршрут пройден при минимальной поддержке со стороны местного населения. Так уж получилось само по себе, что для нас экспедиция поделилась на две четкие и абсолютно равные по времени части. Им даже можно дать отдельные название: «Суровая зима» и «Изнурительное лето».
Первые 55 дней мы сражались с морозом, снегами, голодом, тяжелыми рюкзаками, перевалами и высотой. Во второй части нас изнуряли жара, пыль, ветер, длинные дистанции, да и просто накопившаяся усталость. Температура в палатке порой была минус 20 градусов. А снаружи еще ниже.
Когда стояла жара, воздух прогревался до плюс сорока. Получается разброс в 60 градусов. Время для нас совершенно остановилось. Когда мы находились в пути, то порой казалось, что совсем недавние события произошли минимум год назад.
В такие моменты крайне важное значение имеет психологическая совместимость. Удивительно, но за все 110 дней Владимир и Настя ни разу не поссорились. Хотя при экстремальных обстоятельствах человек находится в стрессовом состоянии. Ничего не стоит выйти из равновесия.
— Секрет тут в том, что мы были не на Мальдивах, а на работе, — пояснил с улыбкой Жалкин. — Да–да, именно так. Для нас любая экспедиция — это прежде всего работа, к которой мы относимся максимально серьезно. Отдыхом это никак нельзя назвать. Наоборот, речь идет о тяжелой пахоте. Организм находится на пределе своих возможностей.
Сейчас наступила еще одна очень ответственная часть — подведение итогов. Ответственная она потому, что мы должны отчитаться. Причем не перед обывателями, а перед профессионалами. Люди ждут от нас максимально актуальную информацию. Мы собрали подробный материал. Важно, чтобы он был полезен для последователей Великого гималайского пути.
Сил хватало на 10 шагов
— Как я понимаю, нелегко идти на высоте пяти или шести тысяч метров над уровнем моря. Ведь воздух очень разряженный.
— Да, уже через 10 шагов приходилось останавливаться, чтобы передохнуть. Были у нас и крайне опасные участки. Один перевал на высоте 5 845 метров пытались штурмовать дважды. Но все же решили идти в обход. А это лишние 5 дней. Причем у каждого было свое мнение. Но и тут обошлось без ссоры. Сели и все спокойно обсудили, а потом приняли общее решение.
Хотя было понятно, что придется очень туго. К тому моменту мы уже полмесяца находились в автономном режиме вдалеке от человеческой цивилизации. А потом еще целую неделю прожили на высоте от 5 500 до 6 000 метров и выше. Честно говоря, ощущение не из приятных.
— Какова была скорость вашего передвижения? Если поделить общее расстояние 1 700 км на 110 дней, то получается всего 15 км…
— Иногда выходило лишь несколько километров в день. Помню, во время преодоления одного перевала мы потратили 10 часов на… 1 км. В целом наш путь можно поделить на несколько периодов. Труднее всего было в четвертую, пятую и шестую неделю. Потому что вначале организм втягивается, идет постепенное привыкание к ежедневной походной нагрузке.
А потом начались сбои. Особенно когда стали набирать высоту более 4 тысяч. Потому что пошел большой расход энергии. Мы же не могли спуститься вниз, чтобы как следует отдышаться. Все все время находились высоко в горах, где кислорода явно не хватало. А еще жутко мешал снег, которого было очень много. Порой неделями не видели не только людей, но и каких–либо животных или птиц. Только скалы, лед и снег. Зато виды открывались потрясающие.
Скажем, в течение нескольких дней проходили мимо восьмитысячника Макао. Эта завораживающая панорама была для нас своего рода наградой за нелегкий труд. Очень много сил забрали и шеститысячники. Одни из них был и вовсе высотой 6 200 метров над уровнем моря. Такие горы тяжело давались не только с физической, но и с психологической точки зрения.
Иногда попадались опасные участки с сыпучими камнями. Трудно было найти точку для безопасного подъема и спуска. Немало было и крайне твердого голубого льда. Встречались такие острые углы, которые с трудом можно было преодолеть. Часто работали без перчаток — с голыми руками. При этом дули беспощадные ветры. Условия совершенно изматывающие. Тем не менее мы шли, шли, шли вперед.
Следы на снегу
В свое время Непал был популярен во всем мире как трекинговая Мекка, но после прошлогодних землетрясений поток иностранных экстремалов резко сократился. Сегодня страна переживает тяжелый кризис. Что ж, надеемся, что пример рижан вдохновит тех, кто все еще сомневается, стоит ли ехать в Непал.
Местные жители встречали нашу парочку крайне радушно. Кажется, был рад и снежный барс. Его следы встречались на снегу. Однако кошечка решила лично не тревожить гостей из Прибалтики. Многие непальцы задействованы на обслуживании зарубежных альпинистов. Последние продукты закупают на месте. Не везти же их с собой. Поклажа и без того тяжелая. Рюкзак весом 25 кг — обычное явление.
Так что высокогорный маршрут с такой ношей и впрямь нельзя назвать увеселительной прогулкой. Хотя можно использовать местных носильщиков, а самим идти налегке. Скажем, пятерка австралийцев наняла 25 человек обслуживающего персонала. Но, понятное дело, это слишком дорогое удовольствие. Дешевле обходиться своими силами. Да и нашим людям как–то непривычно использовать чужой труд. Такое еще советское воспитание. Привычнее все делать самим.
«У нас грандиозные задумки и на будущий год. Придет время — озвучим!» — поведали отважные экстремальные путешественники. С возвращением!
Автор: Дмитрий МАРТ
Фото из личного архива В. Жилкина и А. Босых